15.05.2020

НПМ Республики Казахстан и Украины: точки соприкосновения

В 1990-е года Украине и Республике Казахстан досталась в наследие советская пенитенциарная сфера, для которой был характерен репрессивный характер. Несмотря две бывшие советский республики по-разному посмотрели на то каким образом должен функционировать НПМ, при каком ведомстве он должен работать, а также в каких Законах должны быть закреплены нормы про национальные превентивные механизмы.

Знакомство постсоветских НПМ-ов произошло в ноябре 2019 года, когда  эксперты  ОО «Украина без пыток» провели в Республике Казахстан тренинг на тему «Проведение мониторинга соблюдения права на здоровье лиц, находящихся под стражей и осужденных в контексте доступа к услугам по профилактике, диагностике и лечению ВИЧ-инфекции/ СПИДа, туберкулеза и ВГС, а также услуг наркозависимым лицам».

Тренинг включал в себя много практических модулей. Его целью было не только научится, но и усовершенствовать алгоритм действий на соблюдения права на охрану здоровья и медицинскую помощь людям, которые перебывают в местах лишения свободы, в контексте социально опасных заболеваний, таких как ВИЧ-инфекция, туберкулёз, гепатит и т.д.

Участниками тренинга были представители 15 региональных групп НПМ, члены Координационного совета, а также представители аппарата Омбудсмена Республики Казахстан.

Тренинг проходил в рамках реализации мероприятий региональной программы по компоненту ВИЧ «Устойчивость услуг для ключевых групп населения в регионе Восточной Европы и Центральной Азии», который внедряет Всеукраинской сетью ЛЖВ “100% жизни” (Украина) и Альянс общественного здоровья, совместно с Центрально-Азиатская Ассоциация Людей, живущих с ВИЧ (Республика Казахстан).

 

На интересные вопросы про НПМ Республики Казахстан и его отличиях с украинским НПМ – отвечает монитор НПМ Украины с многолетним стажем и член правлений ОО «Украина без пыток» Александр Гатиятуллин.

Как функционирует НПМ в Казахстане?

«Как и в Украине, в Казахстане работает модель «Омбудсмен+», но функционирует эта модель немного в другом формате. К примеру аппарат Омбудсмена только принимает отчеты от региональных групп НПМ. Также существует координационный совет, который отбирает специальная комиссия, а сам координационный совет, в свою очередь, отбирает участников региональных групп НПМ.

В каждой области Республики Казахстан функционируют региональные группы НПМ, в которые входят до 10 человек.

Существуют плановые и специальные визиты НПМ. На руководителя группы положены обязанности координации визитов и их отчётности.Особенность функционирования НПМ в Казахстане является компенсация расходов после проведенного мониторингового визита. В компенсацию входит: транспортные расходы, суточные, проживание в гостинице, расходы, связанные с подготовкой отчетов. Сумма компенсации составляет примерно 100 долларов, что является минимальной зарплатой в Республике Казахстан.

Что интересно, распределителем средств для компенсации является Министерство юстиций, а не аппарат Омбудсмена».

Какие вытекающие последствия имеет такая модель функционирования НПМ?

«Плюс такой системы НПМ в том, что участники региональных групп НПМ не привязаны к региональному представителю, сотрудникам департамента по реализации НПМ, как это происходит в Украине. Руководитель региональной группы, может и не посещать учреждение, лишь координирует их визит. Следует правда отметить, что в Казахстане существует ограничение в количестве людей, которые производят мониторинг. В мониторинге могут принимать участие до 4 человек. Учреждение может быть большим, а это в свою очередь требует большее количество мониторов. К сожалению, при таком функционировании НПМ не получится увеличить количество людей в визите, что может сказаться на качестве мониторинга, в тоже время визит может длиться несколько дней».

 

Какие отличия есть между НПМ Украины и Республики Казахстан?

«Несмотря на то, что мы занимаемся одним делом, взгляд на реализацию НПМ отличается.

  • В Украине мониторы проходят обязательное обучение, а в Казахстане эта практика отсутствует. Несмотря на наличие методологических рекомендаций, алгоритмов, этического кодекса, участники визита, наверное, не имеют единого взгляда на мониторинговый визит. Следует отметить, что отбором мониторов занимается Координационный совет, который выбирает кандидатуры исходя из предыдущего опыта кандидатов.
  • В Украине реализация НПМ возложена для Уполномоченного по правам человека, а законодательно это зафиксировано в одном пункте Закона Украины про Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, исключение составляет, разве что уголовно-исполнительный кодекс Украины, где в ст. 24 указано, кто имеет право посещать места лишения свободы. В Казахстане, Факультативный протокол был имплементирован другим способом. Пункты, касающиеся НПМ имплементированы в криминально-исполнительном кодексе, кодексе по здоровью и в других. Соответственно, законы, которые регулируют деятельность НПМ находятся в разных нормативно-правовых актах, которые регулируют места несвободы Казахстана.
    Это является плюсом, поскольку администрация учреждений имеет четкое представление что такое НПМ, место несвободы, и кто осуществляет превенцию пыток. В Украине же на первоначальных этапах имплементации НПМ администрация учреждений не располагала информацией про НПМ, поскольку не знали про изменения в Закон Украины «Про Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека».

Интересно, что в Казахстане только в этом году детские учреждения попали под юрисдикцию НПМ, а социальные места несвободы (гериатрические и другие интернаты, хосписы) до сегодня не охвачены НПМ-ом Казахстана».

В заключение Руководитель «Украина без пыток» обозначил:

«Этот тренинг был полезен как для Казахстана, так и для Украины. После тренинга, представители НПМ Республики Казахстан получили возможность в дальнейшем мониторить права людей, живущих с ВИЧ и наркозависимых и естественно влиять на изменения, в подходах медицинской помощи. А для Украины это обмен опытом, партнерские взаимоотношения с НПМ Республики Казахстан. Также, практика компенсации расходов безусловно является тем, чего не хватает НПМ в Украине, поскольку места несвободы Украину не редко находятся в труднодоступных местах, куда банально общественным транспортом не доберешься. Если в Украине мониторы – это волонтеры, то в Казахстане – это оплачиваемая деятельность, которая безусловно мотивирует мониторов работать качественно».



Розділи

Повідомити про порушення
ПІДПИСАТИСЯ НА РОЗСИЛКУ Підписатися
  • monitor-info.com.ua
  • +38 067 011 45 45 (UA)
  • 04070, м. Київ, Волошськая 22/28 (Хорива 22/28) кв. 54 (1 поверх)